В далеком 1958 в свет вышла книга “Vita Activa, или О деятельной жизни” — труд немецко-американской учёной Ханны Арендт, в котором описана длинная и комплексная дискуссия о человеческой жизни в обществе. В этом монументальном произведении впервые употребляется термин “public space” — общественное пространство. 

Примерно в те же 60-е на другом конце планеты степень магистра в Датской королевской академии изящных искусств получает теперь уже всемирно известный архитектор Ян Гейл — автор множества книг и трудов о природе города, обративший всё своё внимание на горожан. Начиная с 2000 года агентство Яна “Gehl Architects” консультирует градостроителей по всему миру, и значительное внимание компании по-прежнему приковано к общественным пространствам как к необходимой составляющей городов. 

СССР, стремясь не отставать ни на шаг, тоже был погружен “в тему” и даже располагал целой Сенеженской учебно-экспериментальной студией Союза художников, в которой под руководством Е.А. Розенблюма прогрессивные градостроители творили историю — создавали теорию социально ориентированного общественного пространства, на которой сейчас базируется большое количество практики городской организации в России. 

Все эти научные и общественные деятели, представители бизнеса и госсектора объединены одним — интересом к развитию общественных пространств. Немалые средства тратятся тратятся на развитие чего-то, что казалось бы всегда было интуитивно понятно. В чём смысл? И почему хоть кому-то может быть интересно изучать общественные пространства?

Что такое общественное пространство?

Начнём сначала. Общественное пространство — это городская территория, доступная для использования всем гражданам. В первоисточнике Ханна Арендт трактовала понятие public space преимущественно в политическом контексте, что было связано с ее научной деятельностью в областях политики и истории. Сейчас же суть концепта общественного пространства смещена в сторону социологии, так, говоря несколько научным языком, идея таких пространств заключается, с одной стороны, в аккумуляции существующих в социуме процессов, а с другой — в побуждении к активному созданию новых структур взаимодействия и деятельности людей.

Урбанистика. Общественные пространства городов
(Парк Domino Sugar Factory (Нью Йорк) в качестве примера общественного пространства)

Чтобы это понять, нужно сделать пару шагов назад и посмотреть на город в общем. Каждый человек так или иначе включён в большую систему под названием “городская среда”. Мы гуляем с друзьями по набережным, готовимся к сессии в библиотеке, ходим на свидания в кофейни или знакомимся со случайными прохожими в парке. Всё это происходит благодаря и с помощью общественных пространств. Да, скорее всего мы сами выбрали в каком из парков читать газету на лавочке или с кем ранним утром понедельника отправиться на пробежку, но, говоря глобально, не будь в нашей  жизни хотя бы намека на возможность осуществить какую-нибудь из перечисленных активностей, вряд ли мы занялись бы этим. То есть смысл общественных пространств по большому счёту заключён в том, что в них происходит.

Как классифицируют общественные пространства?

Несмотря на сравнительную молодость дисциплины, исследования принесли свои плоды — на данный момент существует классификация самых значимых для города пространств. 

Согласно концепции О.В. Паченкова, существует 5 необходимых пунктов в чек-листе “градоустройщика”:

  • социально-событийные,
  • культурно-досуговые,
  • зеленые рекреационные,
  • политические,
  • обыденные общественные пространства. 

О каждом подробнее:

Любому массовому мероприятию, проводимому в городе, — будь то парад победы или фестиваль варенья — требуется место, способное “аккумулировать желаемую активность”. Идеальный match (совпадение — прим. ред.) — социально-событийные пространства: они создаются с учетом многочисленности присутствующих, зонирования, доступности и многофункциональности — в общем, специфики проведения городских мероприятий. 

Урбанистика. Общественные пространства городов
Проведение концерта “Классика на Дворцовой 2021” — городского музыкального фестиваля классической музыки на Дворцовой площади (Санкт-Петербург)

Однако даже если город довольно большой и управляют им крайне инициативные люди, таких масштабных мероприятий за весь год происходит не так уж много. По этой причине большое значение имеют культурно-досуговые пространства, где горожане могут проводить свое свободное время. 

Такие места как театры, музеи и лектории удовлетворяют духовные потребности населения, поэтому часто имеют государственную поддержку — расширение культурного кругозора населения отличный способ качественно повысить уровень жизни граждан.  

Тем не менее, нельзя забывать про природные общественные пространства — парки, сады, скверы — их О. Паченков называет “зелёными рекреационными”. Вполне понятно почему такой тип выделен в отдельный пункт классификации — с ростом урбанизации они становятся всё более важным элементом городской среды, ведь не только помогают человеку поддерживать ментальное здоровье и “связь” с природой, но и восполняют нормальное количество кислорода.  

Возвращаясь к теории Ханны Арендт, О. Паченков замечает, что наравне с культурным просвещением и досугом горожанам нужна свобода слова. Она имеет множество форм выражения, некоторыми из которых являются митинги, выступления ораторов и одиночные пикеты. Для такого тоже необходимы особые места, которые, конечно, не отделены от всего остального города красной лентой, но в головах граждан всё равно определяются как площадки для дискуссии. 

В России самыми известными политическими общественными пространствами можно считать Болотную площадь в Москве и Марсово Поле в Санкт-петербурге — именно там начинаются многие акции протестов. Да и на слух эти названия воспринимаются уже совсем по-другому в сравнении с теми площадям, на которых проводят лишь фестивали. 

Урбанистика. Общественные пространства городов
Митинг на Болотной площади (Москва)

В то же время, даже если горожанин не любит парады, не посещает театры и не выражает свою политическую позицию, он всё равно встречается с общественными пространствами на прогулке до магазина или почты. Любой открытый двор, улица, детская площадка относятся к так называемым “обыденным” пространствам, позволяя людям свободно перемещаться по городу. 

Какими характеристиками обладают общественные пространства?

Каждый пункт классификации хорош сам по себе — он позволяет жить и развиваться какой-то социальной активности человека. Но существуют и общие преимущества, данные городу качественными общественными пространствами. 

В первую очередь, это безопасность. Нахождение людей в каком-то месте даёт им не только свободу, но и санкции — активируется социальный контроль, и теперь каждый находится под прицелом чужих глаз. Таким образом происходит “блокировка” проявлений девиантного поведения. 

Безопасность привлекает немало людей, а потому общественное пространство — идеальное место для общения, здесь не только можно встретиться со старыми товарищами, но и завести новых друзей. Чаще всего компании новых знакомых появляются в парках и на детских площадках — это мамы, встречающиеся как по расписанию “в то время на том же месте” и делящиеся советами по воспитанию. Любители бега, собак, танцев на свежем воздухе — все эти люди имеют возможность найти здесь хороших знакомых, разделяющих их интересы и ценности. Такие городские сообщества избавляют от чувства одиночества и позволяют совместно решать волнующие проблемы, как например, совершенствование городского стадиона. Не последним плюсом наличия общественных пространств являются поддержка и развитие районной экономики. “Места встреч” притягивают людей, увеличивая поток покупателей для местного бизнеса, который в свою очередь вкладывается в развитие парков, набережных и исторических улочек для привлечения ещё большего количества человек. 

Краткие итоги

Общественные пространства являются важной частью города и дают возможность людям организовывать свою жизнь вне стен домов. Такие пространства подразделяются на множество категорий и классификаций, некоторые принято считать необходимыми для города — к ним относятся социально-событийные, культурно-досуговые, зеленые рекреационные, политические и обыденные. Незаменимы они, потому что выполняют ряд функций, позволяющих обществу счастливо существовать и развиваться. Но всегда ли общественные пространства города были такими, какими мы их знаем сейчас? Зависит ли их структура от временного периода или политического режима в государстве? Ответ на эти и многие другие вопросы вы сможете узнать из следующей статьи цикла.

Читайте также ликбез о ложной урбанизации

Информация о произведении

Автор: Лина Корниенко
Редактор, факт-чекер: Ершов Марк

Условия использования: свободное некоммерческое использование при условии указания людей участвовавших в его создании и ссылку на первоисточник (статьи на действующем сайте интернет-журнала «Стройка Века»).

Для коммерческого использования — обращаться на почту:
buildxxvek@gmail.com

  1. “Социологические методы изучения общественных пространств”, учебно-методическое пособие для вузов, А. Е. Ненько
  2. “Vita activa, или О деятельной жизни”, Х. Арендт
    (URL:https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/evrejskaja/arendt_x_vita_activa_ili_o_dejatelnoj_zhizni/76-1-0-2252
  3.  “Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью»”, О. Паченков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *