Предыдущая статья: История метких стрелков. Оптический прицел

Оставим на время оптический прицел и обратимся ко второй части снайперского комплекта — винтовке. История нарезных и винтовых стволов уходит в начало 15 века. Как и в большинстве подобных случаев, разные мастера шли к одному результату почти одновременно. В арсенале города Турина нарезное ружье появилось еще в 1476 году. Нарезные ружья высокого качества получили распространение в Европе, особенно в Германии, уже к первой четверти XVI века.

«Преимущества винтовки наверняка повергли в изумление первых стрелков из нее. Словно по волшебству, их выстрелы вдруг стали гораздо точнее. К волшебству и обратились в поисках объяснений. В 1522 году баварский чернокнижник по имени Мореций исчерпывающе объяснил эффект нарезов. На траекторию обычных пуль, заявил он, влияют демоны — мелкие бесенята, хорошо знакомые каждому промазавшему стрелку. А пуля из нарезного ружья летит по прямой, поскольку ни один демон не может удержаться на крутящемся предмете. В качестве доказательства Мореций указывал на небеса, вращающиеся вокруг Земли и свободные от демонов, — и на неподвижную Землю, кишевшую ими.» писал Келли в книге «Порох»

Один первых известных патентов на нарезное оружие относится к 1635 году и принадлежит английскому оружейнику Арнольду Ротиспену (Arnold Rotispen).

В 17 веке немецкие оружейники создали короткую винтовку для охоты на крупную дичь в густых лесах, называемую Jäger (Егерь).

История метких стрелков. Винтовка
Реплика Jäger с современным прицелом

Эта винтовка дала «зеленый свет» применению нарезного оружия в армии и стала прообразом для многих последующих моделей винтовок. Военных привлекал меньший вес (до 4 кг) и меньший калибр (.54-.65 против .75-.80 у мушкетов) при этом винтовка обладала большей дальнобойностью и кучностью.

Ряд историков пишут: «Фридрих Великий записал в своем дневнике в 1737 году, что стрелял из нарезного ружья, оснащенного телескопическим прицелом». Мне не удалось найти изображения этой винтовки, но из похожей стрелял Карл IV в 1730 году.

История метких стрелков. Винтовка
Винтовка Карла IV, 1730 год (http://wwwg.uni-klu.ac.at/kultdoku/kataloge/03/html/317.htm) Оружейник Caspar Zellner (1661 — 1745)

В конце 18 века согласно исследованиям British Board of Ordnance (Британский совет по вооружениям) провел исследования, представленные в следующей таблице:

История метких стрелков. Винтовка

При всех достоинствах винтовок они были дороже в производстве, медленнее заряжались, из-за больших усилил при забивании пули в ствол был велик риск воспламенения заряда, а нарезы быстро забивались. Всё это приводило к тому, что винтовки оставались в основном уделом охотников, любителей оружия и немногочисленных армейских подразделений.

С точки зрения Мартина Пеглера, ситуацию изменила эмиграция в Америку и последовавшая за этим Война за Независимость (American War of Independence 1775-1783). Переселенцы быстро сменили тяжелые и неудобные мушкеты, на Jäger’ы. Это оружие позволяло им охотиться в дремучих девственных лесах, отбиваться от индейцев и противостоять британской армии. Так родились American rifleman (лучший перевод, на мой взгляд, «Ворошиловский стрелок»), наряду с обычными боевыми действиями, развернувшие настоящую партизанскую войну.

История метких стрелков. Винтовка
Американский сепаратист убивает солдат метрополии
История метких стрелков. Винтовка
Даниэль Морган (Daniel Morgan, 1736-1802) Иллюстрация из книги Mike Haskev «The Sniper at war»

Генерал Морган собрал в свой полк метких стрелков (Morgan’s Riflemen), кроме привычных боевых действий, они выполняли задачи по уничтожению офицеров противника и прислуги орудий. Но снайперская война, когда целенаправленно убивают конкретного человека была еще непривычна и оказывала сильное психологическое воздействие.

История метких стрелков. Винтовка
Меткие стрелки Моргана (Morgan’s Riflemen) иллюстрация из книги Mike Haskev «The Sniper at war»

Вот что писал один из английских офицеров, описывая битву под Орлеаном:

«Что привлекло наше внимание больше всего, была фигура высокого человека, стоящего на бруствере … одетого в длинную шерстяную рубашку, лосины из оленьей кожи. Широкополая шляпа, скрывала черты лица. Он наконец пошевелился, отбросил назад край шляпы, поднял винтовку и прицелился в нашу группу. Наши глаза были прикованы к нему. На кого он навел свою винтовку? Но расстояние было так велико мы посмотрели друг на друга и улыбнулись. Мы увидели вспышку винтовки и товарищ справа от меня упал с седла. Охотник перезарядил оружие и вновь прицелился. Мы уже не улыбались. Когда из винтовки вырвалось пламя, еще один наш товарищ упал на землю.

Было что-то самое ужасное в этом марше смерти. Когда шрапнель и тысячи мушкетных пуль летят в наши ряды, мы были спокойнее. Они дают шанс уцелеть. Но знать, что каждый раз винтовка направлена на тебя. Видеть как спокойно, неторопливо охотник опускает на тебя молот судьбы и ты следующая цель этого марша смерти — это ужасно.» [1, 13]

Одним из знаменитых снайперов стал ирландец Тимоти Мёрфи, застреливший генерала Саймона Фрезера 7 октября 1777 года. В битве при Саратоге (Saratoga), бригадный генерал англичан Симон Фрейзер организовал грамотную оборону. Командующий Бенедикт Арнольд подъехал к генералу Моргану и указал на Фрейзера: «Этот человек стоит полка!».

Морган позвал Мерфи и сказал: «Этот отважный офицер — генерал Фрейзер, и я восхищаюсь им, но нужно, чтобы он погиб, исполняя свой долг». («That gallant officer is General Fraser. I admire him, but it is necessary that he should die, do your duty.»)

Мерфи забрался на дерево, и, с расстояния 300 ярдов, выстрелил четыре раза. Первый выстрел — промах, вторым он убил лошадь генерала, а третьим попал в живот упавшему Фрейзеру. Британский офицер Фрэнсис Клерке был убит четвертым выстрелом Мерфи, когда поскакал с сообщением о смертельном ранении генерала. Ночью Фрейзер умер.

История метких стрелков. Винтовка
На деревьях сидят два снайпера, стреляет Мёрфи.

История метких стрелков. Винтовка
Еще один вариант картины про снайпера Мёрфи (на мой взгляд более фантастичной)
История метких стрелков. Винтовка
Действующие лица в битве под Саратогой

В ходе этой войны Чарльз Уилсон Пил (Charles Willson Peale; 1741 – 1827) в 1776 году попробовал смонтировать зрительную трубу на винтовку, в качестве вспомогательного средства, для обнаружения цели. Однако опыт оказался неудачным, при отдаче прицел часто бил стрелка в глаз. Но это показывает, что идея соединить подзорную трубу и винтовку зрела в умах многих людей.

Изучая применение винтовок типа Jäger, английская армия решила взять их на вооружение. Лондонский оружейник Иезекиил Бейкер (Ezekiel Baker) создал в 1800 году модернизированную копию немецкой винтовки Ягера.

История метких стрелков. Винтовка
Один из вариантов винтовки Бейкера

Меткие стрелки поражали цель, при стрельбе с рук, на расстоянии 150 ярдов (137 метров), а прицельная дальность винтовки составляла 200 ярдов (183 метра). В ходе Пиренейской войны (1807-1814) из винтовки Бейкера был сделан один из знаменитых снайперских выстрелов начала XIX века (и вновь ирландцем).

Ирландец Томас Планкет (Thomas Plunket,1785–1839) 3 января 1809 года, в ходе битвы за Какабелос (Cacabelos) убил генерала Огюста Кольбера. Получив задание, он выдвинулся в сторону французов и занял выгодную для стрельбы позицию. Планкет стрелял лёжа на спине. Первым выстрелом он убил генерала, а вторым его штаб-трубача (trumpet-major). Оставшись без руководства, французы отступили.

История метких стрелков. Винтовка
Огюст Кольбер (Auguste de Colbert, 1777- 1809)

Разные авторы и источники указывают разное расстояние. Самые оптимистичные авторы указывали 800 ярдов (720 метров). Точную дальность выстрела не удалось определить. На основании документов и изучения местности, Ричард Ратерфорд-Мур в своей работе «Выстрел Планкета» (Rutherford-Moore «Plunkett’s Shot» FirstEmpire Issue 24; 1998) пришел к выводу, что выстрел был сделан на расстоянии от 200 до 600 метров. Точнее дистанцию определить не удалось.

История метких стрелков. Винтовка
Иллюстрация из книги Martin Pegler «Sniper Rifles: From the 19th to the 21st Century»

Еще одной знаменитой жертвой меткого стрелка стал адмирал Нельсон (Horatio Nelson,1758 – 1805) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года.

История метких стрелков. Винтовка
«Смерть Нельсона», «The Death of Nelson» by Daniel Maclise (Houses of Parliament, London)

Пока фактор «дальнобойность+кучность» винтовок находился в пределах возможностей зрения стрелка, то применение оптического прицела было, скорее, нецелесообразно. Любая техника, лишь тогда занимает устойчивый спрос, когда предоставляемые ею возможности превосходят её недостатки.

Можно спорить об остроте зрения и дальности стрельбы, но лучше обратиться к профессионалам этого дела. В великолепной книге Александра Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», вышедшей в 1867 году, написано следующее: «Штуцера в последнее время наделали много шуму и тревоги не в одном классе охотников, но и в целом свете; какой переворот они произвели в устройстве самых войск! Системы их устройства чрезвычайно различны, но эти различия не имели большого влияния на охоту, потому что главное основание — далекобойность, а в охотничьем мире она не играет такой важной роли, как в военном. К чему, например, охотнику иметь военный штуцер, который бьет на 1600 шагов [1136 м]? Ведь на такое расстояние охотнику по дичи стрелять никогда не придется, да и не выцелить хорошо на такую даль — глаз не возьмет.

Если штуцер хорошо бьет на 100 [213 м] или 150 сажен [320 м], больше ничего и не надо охотнику; таким штуцером можно стрелять во что угодно. Что увидите вы в лесу, не говорю уж о чаще, далее ста сажен, тем более в лесах нерасчищенных, сибирских — словом, в тайге? Попробуйте сказать здешнему промышленнику, что вы убили козу или волка за 200 [427 м] или более сажен — он над вами животики надорвет да, пожалуй, еще скажет без церемонии: «Эка ты хлопуша», то есть лгун. И действительно, на такое расстояние козу или волка невооруженным глазом выцелить невозможно. Как бы целик на винтовке или штуцере ни был мал, а чрез 200 [427 м] и даже 150 сажен [320 м] он должен совершенно закрыть собою небольшого зверя, волка или козу. Охотник, смотрящий через резку (прорезь на визире) и наводящий концевой целик на предмет, последнего не увидит до тех пор, покуда не отведет немного конец ствола в ту или другую сторону или ниже выцеливаемого зверя. Спрашивается, какая же тут верность выстрела? Да и к чему стрелять на такую даль, когда всякий зверь почти всегда подпустит охотника на гораздо ближайшее расстояние.» [5, 24-25]

Таким образом возможности глаза примерно совпадали с возможностями прицельной дальности винтовок. В таких условиях оптический прицел мог восприниматься как дорогая игрушка. Его необходимость возникла только после ряда изобретений, о которых речь пойдет в следующей статье.

  1. Martin Pegler «SNIPER RIFLES From the 19th to the 21st century», Osprey, 2010
  2. В. А. Гуриков «История создания телескопа»,»Земля и Вселенная» №4 1977
  3. Joanne Zahn «Oculus artificialis teledioptricus» 1685
  4. Rutherford-Moore «Plunkett’s Shot» FirstEmpire Issue 24; 1998
  5. Черкасов А.А. Записки охотника Восточной Сибири. М. Физкультура и спорт., 1990
  6. Mike Haskev «The Sniper at war», Spellmount, 2004
  7. Келли Дж. Порох. От алхимии до артиллерии. — М.: КоЛибри, 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *