Изучая покушения на Александра II, не только я задавался вопросом: «Почему террористы не использовали винтовку с оптическим прицелом?». И этот цикл статей возник из ответа на вопросы о технических, финансовых и организационных возможностях народовольцев в теоретическом использовании винтовки с оптикой.

По дороге возникли вопросы: «А когда появился оптический прицел?», «Когда его применили на войне?» и так далее. И унесло меня в древние времена. Получилось подобие карты в разных масштабах, где крупнее масштаб, где мельче, но старался держать линию повествования.

«У победы много отцов, только неудача – сирота»

Истоки оптического прицела уходят, как любят писать, «в глубины времён».

Слово линза происходит от латинского названия чечевицы (lentil). Самая древняя линза, о которой договорились археологи, найдена в древнеассирийском городе Нимруде. Ученые считают, что ей около 2700 лет. предполагается что такими линзами могли пользоваться ремесленники, врачи и люди с плохим зрением. Есть масса линз по которым нет единства классификации, для одних это украшения, для других оптические приборы.

История метких стрелков. Оптический прицел
Линза из Нимруда, 3-х кратное увеличение (Британский музей).

Одно из первых упоминаний о линзах можно найти в древнегреческой пьесе Аристофана «Облака» (424 до н. э.), где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь, причем это было обычное явление:

«Стрепсиад

Нашел хитрейший способ уничтожить иск!

Меня ты сам похвалишь!

Сократ

Что ж придумал ты?

Стрепсиад

У лекарей такой видал ты камешек,

Красивый и прозрачный? Добывают им

Огонь они.

Сократ

Ты говоришь о стеклышке?

Стрепсиад

Ну да! Что, если я добуду стеклышко

И, подождав, пока напишет иск писец,

В сторонке стану, солнечный поймаю луч

И сразу растоплю истца ходатайство?

Сократ

Харитами клянусь я, ловко!»

Кроме специально изготовленных линз, которые стоили довольно дорого, для увеличения и разжигания огня использовались небольшие сферические сосуды с водой.

От греков искусство добывания огня при помощи линз было заимствовано римлянами, об этом упоминал Гай Плиний Старший (23 — 79) в «Естественной истории» (37 г н.э.). Там же, он пишет: «XVI.64. Они же обычно вогнутые, так что сосредоточивают зрение. Поэтому люди решили щадить их, не допуская делать на них резьбу. Правда, твердость скифских и египетских такая, что их и невозможно повредить. А те смарагды [изумруды – прим.], у которых плоская форма, по тому же основанию, что и зеркала, воспроизводят изображения предметов перевернутыми. Принцепс Нерон на сражения гладиаторов смотрел в смарагд.»

Нерон смотрел гладиаторские бои через вогнутый изумруд для исправления близорукости, таким образом во времена Римской Империи были известны разные виды линз.

Косвенно, наличие линз подтверждает широкое распространение гемм с тонкой и мелкой резьбой, что почти невозможно без увеличительных стекол.

История метких стрелков. Оптический прицел
Примеры гемм и их размеры

И очень странно, что имея в наличии разные виды линз, пытливые умы древности за сотни лет не догадались поместить две линзы на одну линию и создать простейшую подзорную трубу? В это очень слабо верится. Но до тех пор, пока археологи не найдут на дне моря остатки древнегреческого или римского телескопа, то все упоминания у древних авторов и наши догадки останутся просто предположениями. Так было с антикитерским механизмом, упоминания о котором встречались в литературе, но ученые относились к ним с большой долей скепсиса.

Понятно, что в качестве прицела зрительная труба в античности могла иметь очень ограниченное применение, но в качестве прибора для наблюдения была бы очень востребована.

Крах Римской империи привел к техническому и технологическому провалу. Потеря библиотек, гибель носителей знаний, разрушение системы образования привело к тому, что часть достижений была просто забыта или оказалась ненужной. Знания всегда были большой ценностью, особенно в Древнем мире, и ими владело очень ограниченное число людей. Ни ученые, ни жрецы не стремились поделиться информацией с окружающими. А знаниями, имеющими военное значение, могли владеть единицы, так до их пор неизвестна точная формула «греческого огня» и способы его применения, утраченные с падением Византийской империи.

Но за примерами утраченных технологий не надо ходить далеко, созданный на пике могущества СССР, космический челнок «Энергия-Буран» мы уже вряд ли сможем повторить.

Возможно, самостоятельно, а возможно используя не дошедшие до нас древние трактаты, ученые Европы вновь создают оптические приборы. Первыми из них становятся очки, изобретенные в Италии в 1280-х годах, а в Венеции изготавливают различные линзы из стекла.

Отдельные авторы говорят об изобретении телескопа арабскими или византийскими учеными, но самые первые достоверные чертежи простейшего линзового телескопа (причем как однолинзового, так и двухлинзового) были обнаружены в записях Леонардо да Винчи (1452-1519).

История метких стрелков. Оптический прицел
На основании рисунков статьи В.А. Гурикова

Журнал «Земля и Вселенная» в апрельском номере 1977 года поместил статью В. А. Гурикова «История создания телескопа», где он приводит следующие доказательства: «В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, читаем: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой» (Leonardo da Vinci. «LIL Codice Atlantico…», I Tavole, С. А. 190а), Здесь Леонардо явно говорит о зрительной трубе, причем не однолинэовой, а двухлинзовой, поскольку «очковое стекло» (линза) упомянуто не в единственном, а во множественном числе.

Итак, анализ рисунков и манускриптов Леонардо да Винчи дает основание полагать, что оптическая схема зрительной трубы с двумя выпуклыми линзами была впервые предложена Леонардо примерно в 1509 году, то есть более чем на 100 лет раньше, чем это сделал Иоганн Кеплер (1570-1630).»

Но Леонардо часто опережал и технические и технологические реалии своего времени. И, опять мы сталкиваемся с этим явлением, он совершенно не торопился делиться своими открытиями с окружающими на «безвозмездной» основе. Прошло около ста лет, прежде чем первые подзорные трубы стали массовым явлением.

Каждое изобретение человека так или иначе использовалось для войны, оптические приборы не стали исключением из правил.

Годом изобретения телескопа или зрительной трубы считают 1608 год, когда голландский очковый мастер Иоанн Липперсгей (Hans Lippershey, 1570-1619) продемонстрировал, что с башни в Гааге можно прочесть показания часов на башне церкви в Делфте, на расстоянии примерно 15 километров. При демонстрации присутствовали многие дипломаты и государственные деятели, собравшиеся на переговоры о заключении Двенадцатилетнего перемирия. Потенциальное военное значение изобретения было очевидно для зрителей, Голландия имела один из крупнейших флотов в то время. Липперсгей запросил финансовой помощи у Генеральных штатов, и получил 900 гульденов на усовершенствование технологии и подготовку десяти специалистов для армии.

Тем не менее в выдаче патента на телескоп ему было отказано, поскольку другие мастера, в частности Захарий Янсен (Sacharias Jansen, Zacharias Janssen 1585-1632) из Мидделбурга и Якоб Метиус (Jacob Metius,1572-1628) из Алкмара, уже обладали экземплярами подзорных труб, а последний вскоре после Липперсгея подал в Генеральные штаты (голландский парламент) запрос на патент. Позднейшие исследования показали, что подзорные трубы были известны ещё в 1605 году.

Галилео Галилеей (Galileo Galilei; 1564 — 1642) разработал зрительную трубу (телескоп), узнав об их изобретении в Голландии. Он первым стал проводить при помощи телескопа регулярные астрономические наблюдения и сделал массу открытий. Часто пишут, что «он первый догадался направить телескоп в небо», но как-то не очень верится, что изобретатели подзорной трубы не посмотрели хотя бы на Луну.

История метких стрелков. Оптический прицел
Телескоп Галилея

Первую зрительную трубу Галилей продал венецианскому сенату. Причем обставил эту продажу очень колоритно: он собрал дожа, членов венецианского сената на колокольне Святого Марка и продемонстрировал им возможности наблюдения за городом Падуя, находящимся в 20 километрах. Труба предназначалась для наблюдения за возможным противником и значительно увеличивала расстояние обнаружения вражеских кораблей.

Первые, зафиксированные на бумаге, мысли об использовании телескопа в качестве прицельного приспособления относится к 17 веку. Ряд авторов говорит, что описание подобного устройства можно встретить в трактате Франческо де Ланы (Francesco Giuseppe Terzi de Lana, 1631 – 1687) «Magister Naturae et Artis«, увидевшем свет в 1684 году. Я честно нашел этот трактат в Сети и, даже, просмотрел. К сожалению, мои крайне слабые знания латыни и малое количество картинок не позволили найти этот фрагмент, на который старательно ссылаются многочисленные авторы.

Но косвенно слова авторов, о причастности Ланы к идее оружейного прицела подтверждаются в следующем трактате. Йоган Зан (Johann Zahn, 1641-1707) издал фундаментальный труд «Oculus artificialis teledioptricus», датированной 1685 годом. В нем подробно описаны принципы линейной оптики, оптические приборы и способы их изготовления. Наряду, с телескопом и биноклем, описывается и ружейный (и орудийный) прицел, состоящий из четырех линз. Здесь картинки помогли обнаружить искомое 🙂

История метких стрелков. Оптический прицел
«Oculus artificialis teledioptricus» коллаж из рисунков, глава о прицелах.

При описании ружейного прицела Зан ссылается на Лану (P.Lana в тексте) и, как я смог перевести, говорит, что Лана установил соотношения между положением и диаметрами линз.

История метких стрелков. Оптический прицел
«Oculus artificialis teledioptricus» упоминание о Лане
История метких стрелков. Оптический прицел
Их работы и исследования позволили создать оптический прицел.

Но внедрение оптического прицела тормозилось существующими технологиями. Прицел позволял увидеть мишень на значительно большем расстоянии и даже в сумерках, но гладкоствольное оружие не обладало такой прицельной дальнобойностью. Поэтому долгое время такие прицелы были скорее средством обнаружения противника, чем прибором, позволяющим увеличить меткость. Не надо сбрасывать со счетов и хрупкость оптических систем того времени, и изменение их параметров в процессе многократной стрельбы.

В книге Мартина Пеглера (Martin Pegler) «SNIPER RIFLES From the 19th to the 21st century» приводит описание участника американской Войны за Независимость (1775-1783), полковника Джорджа Хангера (George Hanger): «Солдатский мушкет, если не слишком изношенный … поразит стоящего человека с 80 ярдов (72,8 метра), возможно даже со 100 ярдов (91 метр). Нужно быть невезучим, чтобы получить мушкетную пулю со 150 ярдов (136,5 метра), а стрелять в человека на расстоянии 200 ярдов …все равно что стрелять в луну». [1,8] Своё наставление по стрельбе полковник написал в 1814 году. В то время убойная дальность армейского мушкета составляла 164 ярда (150 метров), с этого расстояния пуля ещё пробивала человеческой тело. [1, 8]

Неудивительно, что оптический прицел к такому оружию мог выполнять лишь роль обнаружения цели. Для получения качественного результата необходимо было более дальнобойное оружие с высокой кучностью. И таким оружием стала винтовка, о которой следующая статья.

  1. Martin Pegler «SNIPER RIFLES From the 19th to the 21st century», Osprey, 2010
  2. В. А. Гуриков «История создания телескопа»,»Земля и Вселенная» №4 1977
  3. Joanne Zahn «Oculus artificialis teledioptricus» 1685

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *