В прошлой статье мы разобрались в том, что из себя представляют общественные пространства, однако, теперь закономерно может возникнуть вопрос “как такие пространства появляются?”. Ведь если влияние организации публичных мест на человека так велико, каким образом городские планировщики, урбанисты, градостроители и архитекторы формируют среду для людей, как превращают клочок земли в ‘пространство’?

Начало работы

Прежде всего стоит сказать, что в силу высокого уровня урбанизации и практически полного отсутствия пустующих земель в городах, общественные пространства чаще всего не создают с самого основания — эксперты работают с уже существующими. Более того, при выборе “жертвы реновации”, как правило, руководствуются утилитарным подходом (изменения и планирование должны помочь бóльшему количеству людей), то есть общественное место как бы существует, люди уже пользуются им в настоящем времени, но организация не позволяет раскрыть весь его потенциал.

Модификации городского пространства — это довольно значительное изменение среды улицы или района, а потому в качестве заказчиков подобных проектов обычно выступают государство и крупные корпорации. Причина этого заключается в том, что чаще всего только эти акторы обладают значительным количеством ресурсов, а также подвержены репутационным издержкам и занимаются благоустройством, в том числе, для создания более положительного образа в глазах публики.

Наличие прямого заказчика проекта влечет за собой появление технического задания. Это означает, что архитектурные консалтинговые компании и бюро получают базовые направления для развития пространства, заключающие в себе основные цели, тематику и другие характеристики желаемого результата.

Стоит отметить, что какие бы инновационные техники исследования и проектирования пространства ни были бы применены при разработке, каждый шаг исполнителей и каждый квадратный метр проекта подчиняются законодательству: ГОСТам, приказам министерств, нормативным документам и тому подобному. Детально прописанные требования по сооружению отдельных элементов среды, таких как пешеходные переходы, тротуары, лестницы и пандусы, позволяют создать безопасное место для людей различных социальных групп и возможностей. Поэтому очень многие аспекты планирования строго регламентированы, а для большинства общественных пространств существуют сборники рекомендаций и правил по оборудованию и благоустройству.

Следующим шагом для планировщиков является сбор информации о пространстве. В зависимости от специфики места, направления работы на этом этапе могут быть самыми разными, например, могут включать в себя исследование истории места будущего строительства, чтобы случайно не разрушить памятник культуры или историческую ценность. При нормальных условиях предварительный анализ территории основывается на информации об административных особенностях округа, количественных данных о транспортных потоках, географических и климатических характеристиках. Последние позволяют сделать акцент на материалах будущего строительства (например, должны они быть более или менее теплоемкие) и расположении панелей, защищающих от солнца или осадков.

На этом же этапе проделывается крайне важная исследовательская работа —  выявление целевой аудитории и составление портрета типичного пользователя пространства. Социологи здесь незаменимы, однако, в России, по какой-то причине, сложилась практика “минимального взаимодействия”: экспертов редко привлекают для проведения глубинных интервью и в лучшем случае ограничиваются опросом. Такая ситуация с большой вероятностью может напрямую негативно повлиять на использования пространства: неправильно выявленный запрос приведет к низкой удовлетворенности пользователей, хотя в идеальных условиях именно на комфорт граждан должна быть направлена реновация. Именно поэтому социолог должен узнать образ жизни людей, ради которых изменения проводятся, а также понять существующую и желаемую ситуации. Последнее может быть особенно проблематичным в обществе, где люди редко задумываются об окружающей их городской среде — они просто не знают, как может быть по-другому. Это одна из причин, по которой массовые опросы часто малоэффективны: горожане могут быть как не заинтересованы в честных ответах, так как не видят смысла в изменениях, так и руководствоваться принципом  “за всё хорошее, против всего плохого”, а это тоже не особо помогает дальнейшему исследованию.

Сценарное проектирование

Когда целевая аудитория найдена и изучена, наступает время сценарного проектирования — это довольно молодой и прогрессивный подход к формированию пространств. Суть его состоит в следующем: на основании данных об образе жизни пользователей пространства городские планировщики конструируют “эпизоды” и “сценарии” поведения людей, что ложится в основу “декораций”, то есть проектируемой инфраструктуры. В таком случае “городская среда представляется как «пространственное выражение события» – некой воображаемой схемы организации и использования пространства” (А.В. Крашенинников).

Понять суть метода легче всего на конкретном примере — небольшом сквере в спальном районе города. Исходя из тех групп населения, которые будут чаще посещать данное пространство, выстраиваются схемы их передвижения — сценарии — и активности, выполняемые по пути, — эпизоды. Сценарий поведения семейной пары с ребёнком может состоять из следующих эпизодов: прогулка по скверу до детской площадки, нахождение на детской площадке, прогулка до места продажи уличной еды, выход из парка. В то же время сквер может использоваться и участниками местного клуба любителей бега, которые, в свою очередь, могут придерживаться такого сценария: передвижение до площадки со спортивным инвентарем, пробежка по скверу, выход из сквера. Понимание сценариев поведения может помочь организовать пространство таким образом, чтобы спортсмены могли без препятствий выполнять беговые тренировки по отдельным и малоиспользуемым маршрутам вдали от основной массы посетителей, а семейные пары имели возможность отдохнуть без необходимости следить за детьми с повышенным вниманием и постоянно уворачиваться от мелькающих фигур спортсменов.

На этапе сценарного проектирования происходит выявление проблем и потенциала территории. Благодаря этому методу работы с пространством можно чётко увидеть конфликт интересов. Такое часто происходит в местах проходных дворов: жители хотели бы больше приватности для досуга у дома, чему активно мешают прохожие, использующие двор в качестве кратчайшего пути из точки А в точку Б. С другой стороны, методика хороша и для поиска потенциала, то есть помогает найти новые направления использования территории. К примеру, если при организации районного парка одновременно обнаружился неиспользованный участок и выяснилось, что в округе проживает большое количество хозяев собак, то намного эффективнее предположить “сценарий”, при котором найденный участок оформляется под отдельную зону для выгула и дрессировки собак в парке, чем игнорировать данный вариант и не оставлять другого выбора хозяевам кроме как выгуливать питомцев в местах всеобщей доступности, принося дискомфорт и подвергая опасности посетителей.

общественные пространства общественное пространство сценарное проектирование зонирование территорий
Пример использования сценарного проектирования: на основе прогноза пешеходного движения происходит формирования публичных пространств и распределение точек притяжения относительно зон концентрации пешеходных связей. Исследование Головенкиной М.А. «Сложившаяся структура пешеходных связей как основа пространственной диверсификации Районов массовой застройки», 2017 г.

Планирование и приоритеты

Однако если пользователей, критериев, сценариев и нюансов планирования так много — чему же стоит отдать приоритет? Зависит это от вида планирования общественного пространства с точки зрения социологии города. За то недолгое время, когда общественные пространства физически проектировались, а не создавались хаотично, успели сформироваться три направления: эстетическое, функциональное и этическое.

При трансформации средневековых городов, которые выросли “сами по себе” из потребностей жителей, не ориентирующихся на какой-либо план, в города Нового времени, большинство планируемых (и “нарисованных на бумаге”) общественных пространств должны были выполнять в большей степени эстетическую функцию, быть “красивым местом” для буржуазии — такими, например, строились Мадрид и Париж.

В эпоху модерна и индустриального общества — к началу 20 века — начинает преобладать функциональное планирование. У большего количества человек появляется время на рекреацию и досуг, а потому происходит реориентация, и целевой аудиторией становятся более широкие слои населения. Общественные пространства становятся более массовыми, а для размещения такого количества людей нужно эффективно использовать территорию, приоритезируя функцию над эстетикой.

общественные пространства общественное пространство центральный парк
Центральный Парк в Нью-Йорке является отличным примером функционального общественного пространства. Место, где он организован, изначально планировалось застроить жилыми домами, однако необходимость рекреации для стремительно растущего населения была оценена властями выше коммерческих интересов.
Автор: Anthony Quintano

Социальные изменения 21 века привнесли в градостроительство свежую идею — ориентацию на этику. Это значит, что пространства выстраиваются вокруг ценностей: объекты инфраструктуры должны поддерживать то, что в обществе принято считать “хорошим”. Сейчас главными трендами условного “этического направления” являются экология, городские сообщества, инклюзия (доступность пространств для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями здоровья). Исходя из этого происходит переоценка стандартных активностей в пространстве: теперь большая плоскостная парковка — это плохо, а рынок локального сообщества — хорошо. По мнению социолога и урбаниста Олега Паченкова, общественные пространства в настоящий момент ориентированы как на функцию, так и на этику, например, поэтому предпочтение отдаётся общественному транспорту и пешеходам, безбарьерной среде и раздельному сбору мусора.

общественные пространства, общественное пространство, общественный транспорт велодорожки
Выделенная полоса движения для автобусов и велосипедистов — пример этического направления городского планирования.
Источник: Bicycle Coalition of Greater Philadelphia

Создание проекта

Когда этапы сбора данных и их анализа благополучно пройдены, начинается разработка самого проекта, то есть формирование образа будущего объекта и составление физической схемы строительства. Многие планировщики подчеркивают, что на этой стадии также очень важно привлекать экспертов различных областей к кооперации для составление полной картины. В противном случае, когда работа происходит, мягко говоря, “в разных комнатах”, получившиеся части проектной документации, схемы строительства, озеленения, освещения и т.д. могут быть хороши по отдельности, но «накладываться» друг на друга при соединении. Говоря упрощенно, расположение фонарей может выглядеть очень симметрично и «правильно», давая необходимую норму освещения, но быть совершенно не сопоставимо с многолетними деревьями, которые планируется посадить. 

Несмотря на уже упомянутые жесткие градостроительные регламенты, создание проектов также включает в себя творческую часть, и архитектурные бюро иногда могут  руководствоваться собственно разработанными правилами. Так Фред Кент из НКО Project for Public Spaces делится, что его команда следует принципу  “легче-быстрее-дешевле”. Основывается он на том, что даже после тщательного изучения пользователей пространства невозможно точно предсказать, какая из десятка идей, разработанных на сессии брейншторма, качественно улучшит жизнь людей и среду вокруг. По этой причине можно уже на начальных этапах внедрить несложные и недорогие частички проекта, чтобы на практике увидеть, что конкретно пользуется спросом у горожан, а без чего можно обойтись при последующей “более глобальной” реновации.

Подведём итоги

В процессе создания проекта организации общественного пространства городские планировщики работают с большим количеством экспертов различных областей для всестороннего изучения территории. Это всё происходит по причине того, что создание и организация пространства напрямую зависит и напрямую влияет на пользователей, а значит, нельзя действовать наугад или по какому-то заготовленному шаблону, нужно прислушиваться к мнению горожан. 
В значительной степени на градостроительные проекты влияют результаты работы привлеченных социологов, так как именно они работают с населением и его запросами. И только после этого, с учетом альтернативных сценариев, проблем и потенциала социологического типа планирования и многих других тонкостей, наступает время физического изображения будущего проекта.

Автор: Корниенко Лина
Редактор, факт-чекер: Ершов Марк

Использованная литература:

  • “Сценарное проектирование городской среды”, А.В. Крашенинников;
  • “Социологические методы изучения общественных пространств”, учебно-методическое пособие для вузов, А. Е. Ненько;
  • “Город и горожане: общественные пространства как модератор поведения людей”, М. В. Пучков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *