В мрачном будущем вселенной Warhammer есть лишь война… Но при этом на миллионах миров Империума как-то течёт жизнь: люди где-то работают, во что-то одеваются, что-то едят и где-то живут! Именно величественные дворцы, огромные города (иногда даже размером с планету!) и тесные комнаты простых рабочих как раз будут в фокусе внимания этой статьи. Воздайте хвалу Императору, а мы, пожалуй начнём разговор об архитектуре Империума человечества.
Общее представление об архитектурно-строительной отрасли в Империуме
На протяжении десяти тысяч стандартных лет Империя Человечества простиралась по галактике, завоевывая мир за миром, заселяя их во имя Императора. На большинстве планет, заселенных человечеством, построены огромные города, каждый из которых — мегаполис, кишащий гражданами Империи. Типичные характеристики имперской архитектуры включают заостренные арки, ребристые своды и парящие контрфорсы.
Этот так называемый стиль «имперской готики» отражает основополагающую этику дизайна многих великих соборов, аббатств и церквей Экклезиархии, расположенных в различных мирах Империума, а также является предпочтительным стилем многих Имперских святилищ, дворцов, ратуш, залов гильдий, университетов и, в менее заметной степени, даже частных жилищ, таких как спальни и личные покои.
Однако истоки имперского строительства стоит искать ещё в Темной Эре Технологий — именно в это время были колонизированы большинство миров. Позднее, в эпоху Раздора были построены или заложены гигантские города-ульи.
Выделю наиболее важные моменты:
1. Рассматривать будем исключительно архитектуру планет, крупных астероидов и других сооружений, имеющих основание. Планетарные станции — тема, более близкая к флоту и кораблестроению.
2. В фокусе — архитектура и строительство Империума Человечества (это можно понять из названия), другие фракции и расы вне поля зрения этой статьи.
3. Не будем углубляться в особенности архитектуры отдельных планет или знаковых зданий (вроде Дворца Императора), рассмотрим “массовое типовое строительство”
Города-Ульи
Ульи — это огромные городские комплексы, возникшие из крупных городов и агломераций в течение долгих периодов времени. Они представляют собой отражение реальной архитектурной концепции, известной как аркология, и являются одним из вариантов гипотетического развития городов во вселенной, в которой есть лишь война. Несколько ульев могут объединяться в кластер улья, а когда более половины планеты покрыты подобными комплексами, ее можно отнести к категории миров-ульев. В мире Warhammer 40,000 более 85% имперских миров имеют на своей поверхности города-ульи.
Города-ульи расширяются по принципу многоуровневых конструкций, образуя искусственные горы из адамантия и рокрита, с башнями-шпилями. Они начали строиться в Эпоху Раздора и представляют из себя самодостаточные города, производящие электричество, пищу, товары широкого потребления и промышленные продукты. Верхние уровни занимают элитные слои общества, а нижние уровни, называемые Подульем, населяют менее обеспеченные слои населения, преступники, мутанты и культисты.
В городах-ульях существует множество проблем, одной из самых серьезных является проблема обращения с отходами. Ежедневно десятки миллионов жителей ульев порождают огромные объемы разнообразного мусора, и его утилизация представляет собой огромную проблему. Чаще всего отходы вывозятся в радиоактивные «пепельные пустоши» – зоны между ульями, загрязненные различными отходами. В этих районах обитают только мутанты и редкие выжившие группы, оборудованные специальными технологиями для выживания в таких агрессивных условиях.
Структура города-улья
Город-улей представляет собой огромную мегаполис-структуру, где люди живут и работают внутри огромных многоуровневых сооружений. Большинство жителей никогда не видели небо или землю, так как они проводят всю жизнь внутри улья. Старые ульи могут иметь разрушенные секции и уровни, которые часто остаются без ремонта. Внутри улья можно обнаружить различные зоны и археотехи, о которых забыли. Хотя каждый улей уникален, большинство мегакомплексов этого вида включают несколько типовых зон, которые характеризуются по нарастающей, снизу вверх.
Окраина
Окраина представляет собой секторы, расположенные по периметру нижних уровней улья. Обычно здесь отсутствует центральная инфраструктура, такая как электроэнергия и водоснабжение, и поставки продовольствия и медикаментов нерегулярны. Однако жизнь в окраинах продолжается, и люди осваивают навыки выживания. Важно отметить, что в отличие от центральных уровней улья, окраины практически свободны от влияния законов улья, что может приводить к проблемам, но не всегда. Основная сложность окраин — близость пепельных пустошей, откуда идет отравленный воздух и мутации.
Подулей
Подулей окружен окраинами, где преступность очень высока. На этом уровне закон диктует сильнейший, и преступность всегда на максимальном уровне. Здесь живут люди, которым не нашлось места выше, такие как обанкротившиеся дельцы, неудавшиеся политики и беглые заключенные. Не смотря на высокий уровень преступности, в этом месте нет прямой опасности от токсического заражения из пепельных пустошей или радиоактивных мутантов. Однако здесь также есть свои мутанты. В подулье от денег мало толка, но важны технологии, такие как когитаторы и лазганы, за которые даже целые кланы могут начать войну между собой.
Нижний улей
Нижний улей, расположен прямо над подульем. Обычно здесь находятся производственные предприятия и жилые районы рабочего класса, включая фабрики и термоядерные генераторы. Большинство жителей города обитают именно на этом уровне.
Здесь имеется система поддержания закона, но уровень преступности остается довольно высоким. Скорее всего, обычный житель обнаружит в баре сына какого-нибудь бизнесмена из верхнего уровня, чем настоящего опасного бандита. Встречи с представителями высшего класса могут вызвать больше проблем, чем столкновение с преступниками.
Одной из основных проблем этих уровней являются налоги, особенно на электроэнергию. Из-за высоких налогов лишь немногие жители нижнего уровня могут позволить себе достойный уровень жизни. Всё же, большинство стремятся создать семьи и выражают благодарность Императору за то, что живут вне подулья.
Верхний улей
Верхний уровень города представляет собой более благоприятное место для проживания. Здесь обитают бюрократы, управляющие городом, финансисты различных уровней и владельцы производственных комплексов, расположенных на нижнем уровне. Особенно примечательно, что электроэнергия здесь бесплатна, а жилье гораздо просторнее. Закон строго соблюдается, и почти все жители верхнего уровня живут комфортно, если даже не роскошно.
Шпили
В шпилях обитают не просто богатые люди, а самые богатые и влиятельные в системе. Размеры шпилей существенно меньше, чем у верхних уровней, не говоря уже о нижних. Здесь преобладают древние семьи, утверждающие, что они потомки первых колонистов (хотя, в большинстве случаев это скорее просто важничанье, ведь практически невозможно отследить все исторические архивы улья, который существует уже 10-15 тысяч лет).
В шпилях обитает высшая знать планеты, крупные торговцы из других систем, владельцы больших торговых флотов и добывающих станций. Каждая семья здесь не просто владеет особняком, а имеет виллу с настоящим дворцом посреди. Находясь выше облаков, отсюда открываются потрясающие виды, если только атмосфера не слишком загрязнена. Но есть мнение, что в шпилях даже опаснее, чем в подулье. Внизу в городе вас могут убить ради куска хлеба, а в шпилях ваши политические враги будут охотиться за вашей душой.
Строительные СШК.
Со времен темной эры технологий Империуму Человечества достались схемы СШК (Стандартных Шаблонных Конструкций). Это — целая система, состоящая из производственных мощностей, базы данных и ИИ, позволяющая произвести множество разных вещей, от стального ножа до комбайна, трактора и даже здания. Целью разработки СШК было обеспечить колонистов с Земли всем необходимым на колонизируемой планете. Учитывая малое количество информации о СШК в строительстве Империума, для начала сосредоточимся на требованиях, которым они должны соответствовать:
1. Быть достаточно универсальными, чтобы использоваться на тысячах разных планет. Это важно с учетом того, что, в отличие от других сшк, постройки, здания и сооружения потребляют кратно больше ресурсов. Т.е. если хром и молибден для стальных ножей можно компактно упаковать «с собой», в надежде найти железо и углерод в новом доме, то цемент на целую колонию с собой не возьмешь!
2. СШК, с точки зрения архитектуры и особенностей конструкции, должны обладать очень большим запасом по прочности и ни при каких условиях не требовать доп. расчетов. Тут влияют и условия на планете, и невозможность определить прочность материала постройки, и качество монтажа конструкций колонистами.
3. Монтаж конструкций должен быть простым (т. е. без тонкостей, которые могут привести к обращению) и минимально использовать средства механизации (особенно — грузоподъемные механизмы)
Строительные материалы
Роккрит
[Rock+concrete, прим. автора]
Один из самых распространённых строительных материалов в Империи Человека, обладающий высокой прочностью и долговечностью. Его получают путем смешивания предварительно измельченной породы с синтетическими вяжущими, рецепт которых является секретом техножрецов Адептус Механикус. В зависимости от состава, роккрит может обладать различными характеристиками, что делает его пригодным для различного применения. Роккрит удобен в использовании и не требует специальных навыков для укладки. Кроме того, он обладает высокой огнестойкостью и водонепроницаемостью, что делает его идеальным материалом для строительства в суровых условиях. Производство роккрита достаточно простое, что обеспечивает готовность к использованию в кратчайшие сроки. Для изготовления роккрита используют различные виды горных пород. После их измельчения порода смешивается с синтетическим связующим. В результате получается пластичная смесь, которую можно укладывать в различные формы. После застывания роккрит приобретает свои прочностные характеристики.
Адамантий
Пожалуй, самое прочное вещество, известное в Империуме. Этот материал часто используется в сочетании с пласталью для производства вещей, которые требуют невероятной прочности на растяжение, в том числе и в каркасах зданий и сооружений Так, Врата Вечности Императорского Дворца сделаны из адамантия. Однако стоит понимать, что адамантий очень сложен в производстве и из-за этого дорог.
Если проецировать реальные физические принципы на мир Warhammer 40000, то адамантий может быть сплавом с чрезвычайно малыми или вообще отсутствующими дефектами кристаллической решетки.
Пласталь
[Plastic+steel, прим. автора]
Синтетический полимер, имеющий механические свойства, присущие как пластику, так и стальному сплаву, который был разработан в Тёмную Эру Технологий, но долгое время использовался Империумом Человечества.
Строительные конструкции и элементы
Каменные конструкции. Кладка
Большая часть зданий в Империуме была построена из мелкой / крупной кладки естественного камня планеты, на которой происходит строительство (тут можно отдавать предпочтение магматическим породам, т.к. они могут иметь меньший разброс механических характеристик от планеты к планете).Использование стандартных арок и сводов позволяет уйти от растянутых элементов в каркасе. Упоры и контрфорсы позволяют усилить постройку в случае её увеличения или воздействия неблагоприятных факторов (большие гравитационные силы, например).
Сборные и монолитные рокритные конструкции
Роккрит может использоваться, как кладочный раствор, так и как основной материал конструкции. По аналогии с бетоном, он имеет высокое сопротивление на сжатие, но низкое — на растяжение, поэтому логичным шагом было бы использование его в сочетании с элементами, воспринимающими растягивающие нагрузки (например пласталью). Однако каких-то конкретных сведений об использовании пласталероккритных конструкций — нет, как и данных об использовании других материалов с высокой прочностью на растяжение.
P.S. В источниках роккриту часто приписывают высокую прочность на растяжение, однако это скорее всего — описка или неправильное описание работы материала.
Адамантиевые конструкции
Очевидно, что адамантий применяется только в редких случаях, когда элементы испытывают чрезвычайно высокие (преимущественно растягивающие или переменные) нагрузки. Логично было бы использовать адамантиевые ядра жесткости или тросы, однако проектирование таких элементов обычно требует довольно сложных математических расчетов, которые могут быть произведены преимущественно с помощью программных комплексов (возможно считающихся ересью). В любом случае адамантиевые конструкции скорее относятся к уникальным зданиям и сооружениям.
Ключевые составляющие городов Империума
Администратум
Сложная организация Адептус Администратум отвечает за управление всем Империумом; она управляет более чем миллионом обитаемых миров. Планетарные правительственные здания, архивы, налоговые центры и многие другие находятся под контролем Администратума. Обычно их отличает знак Императорской Аквилы над главной дверью. Множество кровавых нападений и доблестной обороны имело место внутри и вокруг городских и планетарных правительственных зданий; они являются естественными командными пунктами, и падение Администратума обычно указывает на падение города. Это здание часто является основной целью злоумышленников.
Аудитория
В большинстве имперских городов есть по крайней мере одна аудитория, где население собирается на большие митинги, организуемые Администратумом и Инквизицией. Приглашенного высокопоставленного лица, такого как инквизитор или командир космического десанта, часто просят возглавить такое собрание. Обычной практикой является использование главного зала — если он еще стоит — для объявления об «освобождении» города той или иной стороной.
Castra Exercitus
Согласно положениям Кодекса Exercitus, каждый Имперский мир обязан создавать и поддерживать свои собственные Силы Планетарной обороны. Кроме того, каждый город или мир является частью территории, где имперские законы исполняются Судьями Адептус Арбитрес. В большинстве имперских городов можно найти одну или несколько казарм, обеспечивающих жилье, тренировочные площадки и склады оружия для войск, которые в них размещены. Вокруг этих цитаделей развернулось много боевых действий.
Часовня
Часовни можно найти по всему Империуму. На многих мирах, которые пали от рук Воителя Хоруса во времена Ереси Хоруса, где неофициальные культы Божественного Чтения установили часовни Богу-Императору, они были осквернены и снесены; на некоторых мирах-предателях они даже были переданы культам Дикого мира, которые поддерживал Воитель и его последователи. В таких случаях, во время Великой чистки, недавно созданная Инквизиция обычно требовала полного разрушения часовни.
Целларион
Ни один мир не является островом в пределах Империума; каждый получает что-то от остальной галактики, и каждый должен платить по-своему. Миры Империума предоставляют продовольствие, технику, минералы и многое другое в соответствии со своими ресурсами. Немногие имперские города не имеют обширных складских комплексов, где эти товары собираются готовыми к отправке в другие области и миры, и где поступающие товары размещаются готовыми к распределению.
Цензориум
Бесчисленные клерки и чиновники трудятся на миллионах миров Администратума, большинство из них прикованы к темным офисам в мрачных, возвышающихся административных блоках. В этих зданиях хранится огромное количество информации об их мирах; население, экономика, уровни производства и налогообложения, ресурсы, промышленные и сельскохозяйственные квоты — весь мир регистрируется, подшивается, индексируется и обновляется армией бюрократов. Ценная информация в Цензориуме может сделать его главной мишенью.
Генераториум
Город или промышленный комплекс требует огромного количества энергии, а источники питания являются излюбленной целью атакующих сил. Природа генератора будет отличаться от мира к миру. На плодородных планетах часто используется органическое или ископаемое топливо, в то время как термоядерные сети и плазменные реакторы распространены в промышленно развитых мирах. Солнечные генераторы и геотермальная энергия также используются там, где позволяют местные условия. Эти источники энергии и секреты их работы ревниво охраняются Адептус Механикус.
Генеториум
Большинство планет Империума поддерживают генофонд видов растений и животных для терраформирования, сельского хозяйства, управления ресурсами и других целей. Местные виды изучаются с целью оценки их полезности в других местах, а интродуцированные виды подвергаются биоинженерии для адаптации к использованию в местных условиях. Генеторы Адептус Механикус, которые управляют этими заведениями, также следят за генетической чистотой населения планеты и сотрудничают с инквизицией в их задаче искоренения мутаций и других нежелательных черт.
Либрариум
Во время ужасных войн Эпохи Раздора было утрачено несметное количество знаний, а сохранение того, что осталось, стало святой задачей, разделяемой Администратумом и Адептус Механикус. Во многих крупных городах более развитых имперских миров внушительное здание Библиотекариума вместит тысячи книг и пластинок и сделает их доступными для тех имперских слуг, чей ранг дает им право на доступ.
Мануфакториум
Хотя за пятнадцать веков Эпохи Раздора было утрачено много технологий, Империум ни в коем случае не является технически отсталым. Промышленные комплексы по всей галактике производят миллиарды предметов, от одежды до плазменных бомб. Все эти объекты находятся под пристальным контролем Администратума и Адептус Механикус, и нередко рабочие на фабрике совершенно не осведомлены о конечном продукте своего труда. Оккупация или разрушение мануфакториума или промышленного комплекса может лишить врага ценных ресурсов.
Мавзолей
Для подавляющего большинства граждан Империума смерть не является концом их службы Императору. О них быстро забывают все, кроме архивариусов Администратума, а их тела перерабатываются в продукты питания, удобрения и другие полезные продукты. Более выдающиеся члены общества могут удостоиться чести быть погребенными в императорском мавзолее, где массы смогут прочитать об их деяниях и вдохновиться их примером. Мавзолей с его залами погребенных героев может стать объектом фанатичной обороны, и его разрушение может нанести серьезный удар по моральному духу защитников.
Жилые дома
Население Империума огромно, и только Администратум располагает средствами, чтобы начать оценивать его. Основная часть этого населения живет в городах, начиная от огромных комплексов в Мирах-ульях до небольших городов-садов в более развитых сельскохозяйственных мирах и мрачных многоквартирных домов в индустриальных мирах. Хотя миры и города могут отличаться, жилые кварталы соответствуют ограниченному числу стандартных шаблонов, установленных стандартной шаблонной конструкцией. Жилая площадь в городах сильно различается в зависимости от достатка и социального положения. Большинство людей живут в жилых домах того или иного типа, но жилая площадь, разрешенная отдельному человеку, может варьироваться от просторной роскошной квартиры до тесной и грязной каморки, где едва можно повернуться. В зависимости от типа мира, в котором он находится, и статуса его обитателей, жилой квартал может вместить от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Роль архитектуры во вселенной Warhammer 40k
В заключении к моему рассказу об архитектуре Империума стоит подчеркнуть уникальное переплетение воображаемого и реально существующего. Миры Вархаммера, запечатленные в миниатюрных моделях, описанные в книгах и компьютерных играх, захватывают своей детализацией и масштабом. Это произведения искусства, в которых каждое здание, сооружение или пейзаж несут отпечаток богатой и сложной истории этого мрачного dark fantasy.
Готические соборы, цитадели, покрытые символами и летаниями, величественные крепости, возвышающиеся над мрачными пейзажами, — все это создает особенную атмосферу, отражающую фантастическую природу вселенной Вархаммера. Архитектура здесь не просто фон для событий; она служит ключевым элементом в создании драматизма и масштаба конфликтов.
В то же время, архитектура Вархаммера отражает влияние реальных исторических стилей, от древнеримской инженерии до европейского средневековья и викторианской эпохи, приправленных элементами индустриального футуризма. Это позволяет поклонникам не только наслаждаться визуальным стилем и дизайном зданий, но и прослеживать параллели с реальной архитектурой и историей.
Архитектура во вселенной Вархаммера — это не только способ визуального повествования, но и важная часть мира, которая помогает игрокам и читателям погрузиться в сложность и глубину этой вселенной. Она вдохновляет авторов на создание собственных моделей и разработку уникальных историй.
Таким образом, Имперский архитектурный стиль является чем-то большим, чем просто художественным приемом. Это отражение философии Империума, его основных принципов и наследия человечества прошлого.