В моем детстве Интернета и компьютеров еще не было. Были игровые электромеханические игровые автоматы за 15 копеек.

Игровые автоматы «Морской бой», «Астропилот» и «Удачный выстрел».
Игровые автоматы «Морской бой», «Астропилот» и «Удачный выстрел». Изображения взяты из «Википедии».

Были детские игрушки: «За рулем» и детская вычислительная машина «ДВМ-1М». 

 «За рулем» и «ДВМ-1М»
«За рулем» изображение из Википедии и «ДВМ-1М» фото с сайта ⌨ Детская Вычислительная Машина (ДВМ-1М) (bolknote.ru)

Но все эти автоматы и игрушки объединяла жестко зашитая программа или условия игры. Поменять что-то глобально было невозможно, хотя умельцы модернизировали «За рулем». 

Все изменилось с появлением программируемых калькуляторов. В начале 80-х в журналах «Наука и Жизнь» и «Техника-молодёжи» появляются статьи о программировании на этих устройствах. Купить такой калькулятор стало моей мечтой. Но стоили они дорого – больше сотни рублей. 

Мечта сбылась в 1985 году.  Я купил в Ленинграде программируемый калькулятор «Б3-34».  А месяц спустя появилась и первая игрушка к нему, легендарный «Кон-Тики» из «Техники Молодежи». 

Что бы человек не изобрел, все можно приспособить для игр.

 Калькулятор Б3-34 и «Техника-молодежи» 1985 №6
Калькулятор Б3-34 и «Техника-молодежи» 1985 №6

В регистры памяти вручную заносились параметры корабля, скорость истечения топлива и его количество. Для взлета и посадки задавалось количество топлива, время и направление импульса.

«Я играл на калькуляторе …»
«Техника-молодежи» 1985 №6

Вся визуализация была в голове, параметры просматривались перебором стека.

В следующей программе летали вокруг Луны. Разработчики использовали недокументированные возможности, показывая, на какой стороне луны находится корабль «-0» и «0-».

 «Путь к Земле. Кон-Тики» «Техника-молодежи» 1985 №8 . Игра на калькулятор
«Путь к Земле. Кон-Тики» «Техника-молодежи» 1985 №8

После облета Луны можно было совершить посадку. Надо было только набрать в память новую подпрограмму. Данные для посадки использовались из регистров, сохранившихся от облета Луны. Топлива могло не хватить. Читеры правили регистры ☺. 

Интернета не было, но «Техника-Молодежи» организовывала своебразный офлайн «чат», где собирали находки и алгоритмы любителей игр.

 «Техника-молодежи» 1985
«Техника-молодежи» 1985

Статьи для «Клуба электронных игр» писал Михаил Пухов. Консультантом был летчик-космонавт Юрий Глазков. Вместе с азами программирования рассказывали и о небесной механике. 

По нынешним меркам игра примитивна, но в то время она давала свободу воображению. Позволяла играть во что ты хочешь и когда. Потом были и другие игры, но они не оставили таких воспоминаний, как полет «Кон-Тики». Ночь, полутьма и мерцает индикатор рассчитывая новую точку траектории.

У каждого поколения и у каждого человека есть своя первая запомнившаяся игра. «Я играл на калькуляторе…» — «Зачем, дедушка? И как?»

P.S. Посмотреть видео с программой Электроника МК 61 — Игровая система. Лунолет-1 (youtube.com)

Программа эмулятор Эмулятор Б3-34 (arbinada.com)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *